Кодекс профессиональной этики педагога и служебного поведения работников
Принят Общим собранием Трудового коллектива от 15.04.2014 года № 2 |
Утверждаю: Заведующий МКДОУ детский сад № 28 «Зайчик» __________________ Т.В. Мишина Приказ от 14.04.2014г. № 51/1 |
КОДЕКС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД № 28 «ЗАЙЧИК» Г. ПЯТИГОРСКА
I. Общие положения
1.1.Кодекс профессиональной этики педагога (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и действующим законодательством Российской Федерации.
1.2. Кодекс – это свод правил и принципов педагогической этики и профессионального поведения педагога, который регулирует систему межличностных отношений в образовательном процессе.
1.3. Кодекс определяет совокупность этических требований, вытекающих из принципов педагогической морали, ключевыми нормами которой являются профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.
1.4. Кодекс служит целям:
- сохранения в образовательном процессе нравственной ответственности педагога за воспитание личности гражданина России;
- утверждения необходимости личностной позиции педагога как гражданина России;
- обеспечения консолидирующей роли педагога в обществе
1.5. Задачи Кодекса:
- сформировать методологическую основу профессиональной этики педагогов МКДОУ;
- выработать у педагогов стремление соблюдать этические нормы поведения;
- ориентировать молодых специалистов в ситуациях этической неопределённости и иных обстоятельствах нравственного выбора;
- выступать средством профессионально-общественного контроля за соблюдением принципов профессиональной этики педагогом МКДОУ.
1.6. Кодекс как свод ценностных категорий профессии педагога разделяется всем педагогическим коллективом МКДОУ.
1.7. Кодекс действует для всех педагогов, являющихся членами педагогического коллектива МКДОУ.
II. Основные принципы
профессиональной этики педагога
2.1. Педагог сохраняет культурные и исторические традиции г. Пятигорска, с уважением относится к значимым городским событиям и важным датам в истории города, гордится его ролью в истории, передает это отношение воспитанникам.
2.2. В своей деятельности педагог руководствуется принципами гуманности, законности, взаимоуважения, демократичности, справедливости, профессионализма.
2.3. Педагог занимает активную жизненную позицию, обладает высоким уровнем гражданской культуры.
2.4. Педагог обязан способствовать реализации права на получение образования любого ребёнка вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, его социального статуса, религиозных убеждений, материального положения, исключающей какую-либо дискриминацию.
2.5. Признавая, что главным условием педагогической деятельности является профессиональная компетентность педагога, его специальные знания и искусство в деле воспитания и обучения, педагог стремится к углублению своих знаний, саморазвитию и самосовершенствованию.
2.6. Профессиональная компетентность наряду с гуманистической нравственной позицией, предполагающей высокую требовательность к себе, способность признавать и исправлять собственные ошибки, дает педагогу право на самостоятельное принятие педагогических решений, за которые он несет личную ответственность.
2.7. Педагог своим поведением стремится подавать положительный пример всем участникам образовательного процесса.
2.8. Педагог дорожит своей репутацией, не занимается аморальной и противоправной деятельностью.
2.9. Педагог соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии всех участников образовательного процесса общения на иных языках, кроме русского, ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.
2.10. Педагог в своей профессиональной деятельности соблюдает традиционный деловой стиль в одежде, который вызывает уважение окружающих.
III. Этические правила профессионального поведения педагога
3.1. Педагог стремится строить отношения с участниками образовательного процесса на основе взаимного уважения и доброжелательности.
3.2. Педагог должен уважать честь и достоинство ребёнка, не может ни санкционировать, ни оставить без внимания любые формы проявления жестокости или унижения по отношению к ребёнку.
3.3. Грубое и негуманное отношение к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение к кому-либо из воспитанников предпочтения или неприязни со стороны педагога недопустимы.
3.4. Педагог стремится к повышению положительной познавательной мотивации у воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
3.5. Педагог в своей профессиональной деятельности выбирает методы, развивающие познавательный интерес воспитанников, ответственность, самостоятельность, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. При возникновении профессиональных затруднений педагог обязан немедленно обратиться за помощью к коллегам и специалистам в области образования.
3.7. Педагог оказывает профессиональную помощь и поддержку коллегам в случае обращения к нему.
3.8. Педагог обязан хранить в тайне информацию о воспитанниках, доверенную ему участниками образовательного процесса, в том числе высказанное мнение о родителях (законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.9. Педагог не имеет права вступать с ребёнком в финансовые отношения. Педагог избегает ситуаций, способствующих возникновению конфликта интересов. При возникновении ситуации, связанной с конфликтом интересов действует в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.10. Моральная обязанность педагога – беспристрастно анализировать как собственные ошибки, так и ошибки своих коллег при осуществлении воспитательно-образовательного процесса, активно препятствовать практике некомпетентных коллег.
3.11. Во взаимоотношениях с коллегами педагог обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передавать свой опыт и знания.
3.12. Критика в адрес коллеги может быть только аргументированной, неоскорбительной и конструктивной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.
3.13. Педагог не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии воспитанников и их родителей (законных представителей).
3.14. Педагог добровольно и сознательно осуществляет помощь родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом образования и воспитания их детей при их добровольном согласии.
3.15. Никакое педагогическое воздействие не может быть осуществлено без согласия родителей (законных представителей) воспитанников.
3.16. Педагог не вправе препятствовать родителю (законному представителю) в выборе дошкольного образовательного учреждения, в защите законных прав и интересов ребенка и участии в управлении дошкольным образовательным учреждением.
3.17. Педагог не вправе препятствовать родителю (законному представителю), решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка другому педагогу.
3.18. Педагог не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования воспитанников. Конструктивное обсуждение их возможно только со взрослыми членами семьи при полном и добровольном их согласии.
3.19. Педагогические исследования могут проводиться лишь при условии добровольного согласия участника педагогического процесса, принимающего участие в исследовании (родителя (законного представителя), после предоставления ему полной информации.
3.20. Педагог должен соблюдать крайнюю осторожность при практическом применении новых для него методов обучения и воспитания и нести личную ответственность за результат.
IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса
4.1. Кодекс является добровольно принятой нормой.
4.2. Соблюдение педагогом положений Кодекса - один из критериев его профессионального поведения.
4.3. За нарушение положений Кодекса педагог несёт моральную ответственность перед обществом, педагогическим коллективом ДОУ и своей совестью.
4.4. Нарушение положений Кодекса подлежит моральному осуждению, а в случаях, предусмотренных законодательством, может повлечь применение меры юридической ответственности.
4.5. Факты нарушения педагогом правил и принципов педагогической этики и профессионального поведения педагога, предусмотренных Кодексом, рассматриваются на педагогическом совете учреждения и могут учитываться при проведении аттестаций педагога.
Кодекс деловой этики ДОУ
Общие положения
МКДОУ детский сад № 28 «Зайчик» является единственным детским садом в п. Энергетик. Для того, чтобы иметь безупречную репутацию учреждению необходимы не только профессиональный рост сотрудников, но и постоянное строгое соблюдение норм и стандартов деловой этики. В Кодексе корпоративной этики ДОУ детский сад № 28 сформулированы и систематизированы нормы и принципы поведения, которым должны следовать все сотрудники учреждении.
1.1. Кодекс деловой этики ДОУ детский сад № 28 «Зайчик» (далее - учреждения) устанавливает принципы и нормы поведения должностных лиц и других работников детского сада, определяет правила взаимоотношений внутри ДОУ, а также взаимоотношений с родителями, органами власти, юридическими и физическими лицами.
1.2. Положения настоящего Кодекса разработаны с учетом миссии и ценностей учреждения.
Миссия образовательного учреждения
Миссия детского сада заключается в объединении усилий ДОУ и семьи для создания условий, раскрывающих индивидуальность ребенка и способствующих формированию компетенций, которые обеспечивают ему успешность сегодня и будущем.
К ценностям детского сада относятся:
Открытость, поддержка и сотрудничество.
Педагоги в ДОУ делятся опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают
проблемы и находят вместе решения, их действия корректны и носят
поддерживающий характер.
Педагоги и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы,
соблюдая конфиденциальность. Комментарии педагогов корректны и носят
оптимистичный, позитивный характер.
Для ДОУ характерен постоянный поиск партнеров и выстраивание
профессиональных взаимовыгодных связей.
Инновационность.
Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые, современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их интегрировать в жизнедеятельность ДОУ.
Индивидуализация .
Каждый участник образовательного процесса в нашем ДОУ рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со своими особенностями, возможностями и интересами., поэтому мы стремимся создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей каждой личности.
Преемственность.
Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с ребенком согласуются между педагогами ступеней образования и между педагогами и специалистами ДОУ.
Традиции и стили семейного и общественного воспитания являются для нас равноценными и уникальный опыт каждой из сторон используется для обогащения практики воспитания в семье и ДОУ.
Здоровье.
Здоровье - мы понимаем как, гармонию психического, физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями, разработкой и реализацией новых программ и проектов.
Профессионализм и высокое качество образовательных услуг.
Педагоги нашего ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и умениями. Это достигается непрерывным обучением и постоянным повышением компетенций в разных формах.
1.3. Принципы, нормы и правила, установленные настоящим Кодексом, имеют общий характер и могут получить свое развитие и детализацию в стандартах служебного поведения, правилах внутреннего распорядка и других внутренних документах учреждения.
1.4. Действие настоящего Кодекса распространяется на всех должностных лиц и других работников учреждения.
1.5. Должностные лица и другие работники учреждения в своей служебной деятельности должны быть добропорядочны и честны, обязаны соблюдать правила деловой этики, установленные настоящим Кодексом, иными внутренними документами учреждения, а также являющиеся общепринятыми.
2. Взаимоотношения сотрудников в учреждении
Сотрудники учреждения - основа его репутации. Поэтому они должны сознавать, что любые неэтичные или антиобщественные действия, совершенные на рабочем месте или в свободное время, могут нанести ущерб репутации учреждения.
Взаимоотношения между сотрудниками, вне зависимости от занимаемой должности или сферы деятельности, строятся на принципах:
взаимного уважения и взаимопомощи;
открытости и доброжелательности;
командной работы и ориентации на сотрудничество.
Любые формы пренебрежительного или оскорбительного отношения друг к другу являются недопустимыми.
Взаимоотношения между руководителями и подчиненными
Взаимоотношения руководителей с подчиненными строятся на принципах:
открытости руководства по отношению к сотрудникам;
предоставления руководителями равных возможностей всем своим подчиненным для выполнения своих обязанностей;
поддержки инициативности подчиненных;
понимания специфики работы подчиненных и разделения ответственности за результаты их работы;
непредвзятости и справедливой оценки результатов работы подчиненных.
Взаимоотношения подчиненных с руководителями строятся на принципах:
уважения, дисциплины и соблюдения субординации;
добросовестного выполнения , как своих прямых должностных обязанностей, так и других заданий руководства, не описанных в должностных инструкциях, но напрямую относящихся к сфере и специфике деятельности учреждения.
Взаимоотношения с родителями воспитанников и иными посетителями учреждения.
Во взаимоотношениях с родителями и иными посетителями сотрудники должны руководствоваться принципами:
уважения, доброжелательности и корректности;
сотрудники в любой ситуации должны воздерживаться от действий и заявлений, выходящих за пределы их компетенции и полномочий, в том числе, во избежание случайного предоставления ложной информации, от консультирования родителей по вопросам, требующим специальных знаний и выходящих за пределы их компетенции.
Сотрудники не должны разглашать информацию, которая может нанести им или учреждению материальный или иной ущерб, кроме случаев, когда разглашение подобной информации предусмотрено законодательством.
3. Поддержание и укрепление имиджа учреждения
Для поддержания и укрепления имиджа ДОУ учреждение осуществляет следующие основные мероприятия:
информирование всех работников о миссии учреждения и его ценностях для обеспечения понимания каждым работником учреждения необходимости его труда в общем итоге деятельности, его роли и значения в реализации миссии учреждения;
повышение престижа профессий работников учреждения через:
-конкурсы педагогического мастерства,
-открытые конференции и семинары для других учреждений,
-публикация опыта работы в научных изданиях,
совершенствование системы поощрений через:
- Премирование,
- Объявление благодарности,
- Информация о сотрудниках в СМИ
- Чествование сотрудников в коллективе
сохранение и развитие традиций сотрудничества между структурными подразделениями и другими учреждениями через:
- Профессиональными конкурсами между учреждениями,
- Наставничество,
- Проведение корпоративных праздников.
-Популяризация физической культуры и спорта среди работников учреждения:
- Совместные спортивные мероприятия с родителями, детьми,
сотрудниками.
- Использование ресурсов детского сада (спорт, зал и его оборудование)
4. Формирование и развитие стиля учреждения
Стиль учреждения формируется с учетом миссии, стратегических целей и задач в соответствии с основными принципами, правилами и нормами деловой этики.
Деловой стиль в одежде, который предполагает:
- Аккуратность. Сотрудник ДОУ всегда должен выглядеть аккуратно, быть
одет в чистую, выглаженную, неизношенную одежду.
-Адекватность. Внешний вид должен соответствовать стилю образовательного учреждения.
- Длина одежды должна быть комфортной, закрывающей обнаженные части тела (особенно живот и спину) и элементы нижнего белья. Оптимальная длина юбки - до середины колена (+ -10 см.).
- Независимо от времени года в детском саду необходимо носить сменную обувь.( Не допускается: сланцы, домашняя, массивная обувь, изношенная, потерявшая форму, грязная обувь, обувь не зафиксированная по ноге).
Помимо этого важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников.
Требования к речи педагога:
1. Правильность-соответствие речи языковым нормам. Педагогу
необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы
русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного
произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2.Точность - соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3.Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4.Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики - одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5.Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.
Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6.Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
7.Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения.)
Поведение сотрудников на рабочем месте является так же одним из важных элементов стиля учреждения.
На рабочем месте запрещено заниматься посторонними делами, не связанными со служебными вопросами. На всей территории детского сада строго запрещено принятие спиртных напитков и курение (кроме корпоративных праздников: «День воспитателя», «Новый год», «8 марта», «Юбилеи сотрудников» во вне рабочее время).
В учреждении приветствуется здоровый образ жизни!
5. Конфликт интересов
-Сотрудники должны избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту личных интересов и интересов учреждения;
-использование имени учреждения, его репутации, материальных, финансовых или иных ресурсов, конфиденциальной информации с целью получения собственной выгоды;
-других ситуаций, которые могут привести к неблагоприятным для учреждения последствиям.
В случае возникновения конфликта интересов или возможности такого конфликта, сотрудник должен обратиться за помощью в разрешении ситуации к своему непосредственному руководителю. При невозможности разрешения конфликта интересов непосредственным руководителем, сотрудник вправе обратиться за помощью к вышестоящему руководителю.
Порядок присоединения к Кодексу деловой этики.
Сотрудники учреждения принимают на себя добровольные обязательства применять изложенные в нем нормы и принципы деловой этики в своей повседневной практике, добиваться признания их частью деловой культуры организации.
Меры, принимаемые к нарушителям правил и норм деловой этики
Нарушение правил и норм деловой этики, содержащихся в настоящем Кодексе, иных внутренних документах учреждения, или являющихся общепринятыми, может являться основанием для неприменения меры стимулирующего характера (премии), не повышения в должности, рассмотрения информации о нарушении на собрании трудового коллектива и принятия иных мер к нарушителю.
Качество реализации кодекса деловой этики будет обсуждаться в рамках общего собрания коллектива .
Заключительные положения
Коллектив учреждения утверждает настоящий Кодекс, вносит в него изменения и дополнения, а также определяет основные направления реализации настоящего Кодекса.